Здравствуйте, я котик и я собираю бусы.
Много букв про обесценивание собственного труда и попытки с ним справиться. И вот тут начинаются проблемы белого человека с тараканами в голове, поскольку всегда приходится прикладывать усилия, чтобы вместо первой фразы не написать что-то вроде "я страдаю фигнёй".
Нет, котик, не страдаешь. Ты не ювелир, не стеклодув и не камнерез, но твои нитки не становятся от этого хуже. И они не становятся хуже от того, что делать их тебе легко и в радость.
Это я впервые, кажется, продала нитку человеку со стороны. Хотя, нет, первый раз у меня со стороны купила нитку мама Скарамуш, когда продавала их на ярмарке. А тут вот в Инстаграмме еле знакомая девочка так впечатлилась, что пришла в директ с вопросом о цене.
Я привыкла к тому, что мои друзья, которые регулярно наблюдают процесс сбора и периодически подгребают к себе результаты, перестали принимать мои бусы в подарок, и периодически стучат меня по голове и выдают больше запрошенных денег. Но то, что еле знакомая девочка забрала у меня нитку, погладила по квадратной голове и выдала на треть большую сумму, чем было запрошено, наотрез отказавшись брать сдачу - это было внезапно. И сидит котик, которому, без сомнения, приятно - и дико стыдно. Дико. Потому что - за что так много?!
Вот как научиться ценить свою работу? Пока у меня нет проблем только с себестоимостью - благо все цены своих материалов я могу поднять или посмотреть аналоги. А время не выходит оценить. Потому что я по сути делаю это ради удовольствия, и буду делать, невзирая на то, смогу продать что-то или нет. Но ведь это не играет роли в ценообразовании, верно, котик? И отбивать хотя бы материалы - было бы чудесно. Потому что чем дальше, тем меньше тянет экономить на камнях, потому что бусины ювелирной огранки, пусть и не самого высшего качества - смотрятся совершенно иначе, чем нитки с Севастопольской, а делать конфетку из говна куда сложнее, чем из шоколада. Потому что можно купить бусины из сосны, а можно из байонга, роблеса или красного дерева, и там будет такая текстура и цвет, что работать с ними будет просто офигенно. Потому что хотя бы пристойного качества жемчуг, который я так люблю - стоит нефиговых денег. Нет, можно работать и с дешёвыми деревянными бусинами, и с низкопробным жемчугом, и с камнями поделочного качества - но это требует куда больше мозга, чтобы результат меня устроил. И куда больше усилий по поиску дешёвых материалов, которые устроили бы меня по качеству.
А я каждый раз так офигеваю, что кому-то нравится то, что я делаю, что первым порывом всегда выходит - "давай подарю", а вторым - "давай отдам за себестоимость". "Добби, они едят это! Едят!". И когда покупательница за час, что мы пили кофе, несколько раз вытаскивала мешочек и начинала перебирать свои гранаты с медью, это радовало меня в разы больше, чем деньги в кошельке.
Стыдно писать, что нитки продаются. Вот просто повесить не стыдно ( хотя нет, тоже стыдно - а вдруг люди подумают, что я хвастаюсь? А чем хвастаться-то?!), а обозначить, что я готова обменять свои работы на деньги - стыдно, ага. Потому что кто же в здравом уме заплатит за твою фигню, котик.
При этом я знаю, что объективно уровень у меня неплох. Что на ЯМ продают куда менее качественные и аккуратные вещи, даже если смотреть сборку. Что в некотором роде я делаю уникальные вещи в своём классе, потому что никто больше не собирает такие тонкие бусы, как я. Просто потому, что нормальные люди работают с пинами, а пины предполагают больший диаметр бусин. А мне нравится делать именно такие нитки - на тонкой-тонкой стальной проволоке. У меня отдельные нитки чуть тоньше серебряной цепочки, не учитывая разницу диаметров, с которой мне нравится играть.
И всё равно, каждый раз, когда свою работу надо оценить, я впадаю в стопор и пытаюсь поставить минимум, только чтобы камни отбить. А как сложно объяснить себе, что мои нитки могут быть подарком... Вот подарить понравившееся - легко. А делать что-то для конкретного человека - хрен себя заставишь, если не по заказу. Потому что - а вдруг не понравится? Потому что - ну что за детский сад, дарить поделки? В общем, я поныл, а теперь скажу по существу. Ко мне можно и нужно приходить, если вам хочется себе длинные тонкие бусы из натуральных камней, хорошего стекла, кости, дерева или любых сочетаний этих материалов, которые, рано или поздно, конечно, порвутся, зато никогда не рассыплются. Которые можно намотать на запястье или перебирать, как чётки.
Можно приходить ко мне с идеей о внешнем виде, идее, символике или свойствах - честное слово, я много и с удовольствием читала о свойствах драгоценных и полудрагоценных камней и их сочетаниях! - ниток, которые вы хотите. Можно приносить рассыпанное и просить перенизать. Можно приходить со своими бусинами, рыться в моих коробках или просить меня найти и купить то, что вы хотите. Я знаю места на разное качество и бюджет, а дома у меня есть коробка с жемчугом, коробка с янтарём, коробка с деревом, три коробки с камнями и две со стеклом. Можно обсуждать цены, потому что любая вещь должна работать, и мало что доставляет мне большую радость, чем видеть, что мои нитки носят или теребят в руках, а еще мне интересно и в удовольствие пытаться поймать и воплотить чужие идеи, потому что свои я воплощать уже умею. У меня были бусы из люстры, бусы для стимуляции творчества, бусы про золотые ногти Ричарда Второго, бусы, шуршащие, как дождь, и нитка жемчуга длиной в два моих роста - 3,4 метра - под кодовым названием "Психанула". И ещё много всякого, временами со смыслом, временами с подъебинкой, временами просто потому, что сочетание понравилось.
Примеры ищутся по тэгу "бусинки и проволочки" и "то-что-вы-делаете-руками".
А цель для себя - к осени собрать хотя бы десятка четыре, чтобы был смысл выходить на ярмарку. Иначе аренду стола (даже четверти) можно и не отбить. А для того, чтобы заиметь хоть какую-то ЦА в интернете, этому надо посвящать столько времени, что, собственно, на сами бусы перестанет хватать.